суббота, 9 февраля 2013 г.

кузнецов кудо самара лисьма

По мнению аналитического отдела портала Эрзянь ки версия автора интересна и близка к эрзянской истине, поэтому представляем ее вниманию наших дорогих читателей.  Что общего между Москвой и Кундюковкой?Автор: Анатолий БогатовНа севере Ульяновской области на самой границе с Татарстаном находится чувашская  деревня Кундюковка,  жители которой в 2004 году отмечают девяносто первую годовщину со дня  ее основания. В прошлом году, когда широко праздновали круглую дату, естественно, возник большой интерес к истории родной деревни, была  издана подробная книга на эту тему, которая ответила почти на все вопросы об основателях, важнейших событиях, известных жителях деревни за  прошедшие девять десятков лет. Однако, оказалось, что происхождение наименования  деревни неизвестно, хотя живы еще сыновья некоторых ее основателей – переселенцев из соседнего чувашско-татарского села Елхового Озера. В настоящее время единственное, общепринятое, приемлемое и самое простое объяснение приводится такое: название произошло от имени жившего здесь не то пастуха, не то садовника, которого звали Кунтюк (Кундюк) или Кунтик (Кундик) (на чувашском  наименование деревни звучит как Кундикав). Но к такому аргументу прибегают, обычно, тогда, когда других,  более вразумительных  доводов  уже невозможно привести. Автор этих строк решил разрешить эту  загадку и в первую очередь пришел к выводу, что  в рамках чувашского, татарского и русского языков этимологии названия Кундюковка, видно, не существует. Отсюда следует закономерный вопрос:  если это слово не имеет приемлемых объяснений на перечисленных языках, может быть разгадку можно найти  посредством другого языка?     Кундюковка деревня моноэтническая, т.е. почти все жители чуваши. И так было со времен ее основания. Но еще на моей памяти в 60-х годах недалеко располагалась эрзянская деревня  Александровка. Это была  небольшая деревня, не больше полутора десятка дворов. На картах и сейчас можно найти ее обозначение, но в реальности  там не осталось ни одного дома уж лет как пятнадцать, наверное.  Это обстоятельство навело на мысль: а не жили ли здесь до переселения  наших дедов эрзяне?  Этот вопрос тем более  имеет право на существование потому,  что река Цильна, которая протекает рядом с деревней, тоже имеет название непонятное ни на чувашском, ни на татарском, ни на русском языках. Но если в этих местах жили эрзяне, то вполне логично и объяснимо было бы то, что они назвали и эту местность  или деревню, и речку рядом на  своем языке. После некоторых поисков оказалось, что на самом деле так оно и есть!   В русском названии КУНДЮКОВКА последний слог  ( –ка)   –  окончание и это не требует, по-моему, каких-либо разъяснений, да к тому же  чувашское название  КУНТИКАВ (звучит как КУНДИКАВ), где оно отсутствует,  это  также подтверждает. Первоначально название могло звучать, как Кунти кав, Кунта кав(а) или как-то близко к этому. На эрзянском языке слово  КУНДО  означает « дупло, дуплистое дерево»,   КУВА - «где, по какому месту». Т.е. КУНДО КУВА  переводится как « место, где (находится) дуплистое дерево». Совершенно четко определенный ориентир, как говорят военные, для названия местности. В старину у чувашей-язычников, да и не только, отдельно стоящие  деревья, в особенности дуплистые, в особенности дубы,  считались священными и около них  устраивались святилища-киреметища – места молений и жертвоприношений.  Эта местность, может быть небольшое поселение рядом, та же Александровка, скажем, раньше могла называться по-эрзянски  КУНДО КУВА, а наши деды это название немного переиначили в более благозвучное для своего слуха КУНТИКАВ, а отсюда уже с добавлением окончания  ( -ка)  получилось  русское название  КУНДЮКОВКА.      Если Кундюковка - это «место, где дуплистое дерево»,  что же означает название реки Цильна и, соответственно, рабочего поселка Цильна, кот

Новости | Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий